Добрый день. Меня зовут Ярослава Рах (для учеников - Ярослава Владимировна).
Мне 47 лет. По образованию я - искусствовед (ФТИИ ОЗО Российской Академии Художеств), второй мой диплом - педагог дошкольного образования. С 2014 года обучаюсь в центре каллиграфии "От Аза до Ижицы" - старейшем в России. Где и преподаю с 2018 года, до сегодняшнего дня.
В 2015 году побывала на интенсиве для педагогов и родителей по основам образования детского почерка у Петра Петровича Чобитько. С этого же года на детском отделении этой школы начал заниматься мой средний сын.)
С 2016-го года начала преподавать каллиграфию детям в "Васильках".
За семь лет работы мной написаны и снабжены прописями две каллиграфические программы.
1) "Каллиграфические сказки" для ребят (4-5) лет. Она предоставляет собой серию занятий, каждое из которых (иногда - несколько) посвящены сказке одного из народов России. В процессе этих занятий дети в игровой форме знакомятся с основными навыками каллиграфического рисования с помощью специальных инструментов. Простых и цветных карандашей, ширококонечнх и остроконечных кистей. В процессе каллиграфического рисования и простых "каллиграфических гамм" (серия повторяющихся упражнений, включающих в себя элементы будущих букв) ребята укрепляют руку, подготавливая ее для письма, начинают тренировать глазомер, творчески знакомятся с искусством построения орнамента, которое непосредственно связано с красотой письма в будущем.
2) "Каллиграфическое путешествие" Для ребят 6 -7лет. В работы этого курса постепенно вводится работа с металлическими перьями: ширококонечным и остроконечным.
На первых четырех занятиях ребята преимущественно занимаются каллиграфическим рисованием, осваивая правила и приемы работы инструментами и проведения красивой каллиграфической линии - основная тема этих занятий - подготовка к путешествию. Дальнейшие занятия годового курса, так же, представляют собой прописывание детьми "каллиграфических гамм" и освоение приемов каллиграфического рисования на канве изучения истории письма от предметного и пиктографического до греческого. Параллельно идёт знакомство с историей и искусством изучаемых культур. Дополнительно, я использую прописи И. В. Веланского "Подготовка к письму".
Со школьниками первого года обучения каллиграфии я, параллельно с освоением шрифта "Учебная вязь", разработанного специалистами центра каллиграфии "от Аза до Ижицы", использую прописи И. В Веланского "Знакомство с буквой". Одновременно, мы занимаемся каллиграфическим рисованием инструментом "остроконечная кисть". Для постановки руки в написании округлых букв алфавита, вместе с каллиграфическими гаммами я использую "овальные" упражнения В. Спенсера остро заточенным карандашом.
Со школьниками второго года обучения мы занимаемся освоением греческого шрифта: родоначальника всех европейских шрифтов, как русских, так и латинских. Дополнительно, для работы над почерком, я использую "Каллиграфические прописи" Ивана Веланского. Остроконечную кисть на втором году обучения активно используем в отработке элементов строчных и прописных букв. Также, продолжаю давать овальные упражнения В. Спенсера остроконечным пером.
На протяжении третьего года обучения мы с ребятами осваиваем один из исторических шрифтов (готический шрифт "Текстура", или древнерусский шрифт "Устав") вместе с этим, знакомимся с книжной культурой этого времени, приемами художественного оформления книги. Дополнительно к своим материалам, я использую в работе дореволюционные прописи по выработке хорошего почерка для остроконечного пера, "Прописи для остроконечной кисти" П.П. Чобитько и прописи И. В. Веланского "Курсив остроконечной кистью, декор прописных букв".
Каждый из курсов завершается творческой работой: общей (декоративное панно, общая книга) у дошкольников и индивидуальной (свитки, книжки-Лепорелло, лист манускрипта) у школьников. Все прописи курса собираются в индивидуальный альбом ученика, который он сам оформляет.
На моих занятиях обычно присутствует не больше 5 учеников, так, как очень важно изначально отследить правильность осанки, хвата, точность линии. По собственному 6-ти летнему опыту могу утверждать, что занятия каллиграфией в раннем возрасте дают очень много для творческого и умственного развития в дальнейшем. + Чем в более старшем возрасте начинаются занятия, тем больше внимания нужно уделять частоте и тщательности выполнения домашних заданий. Однако, результат во много раз превосходит затраченные усилия. На востоке, обучение каллиграфии сравнивают с фундаментом построения любого образования.
Занятия каллиграфией:
✒ помогают оформить и выработать навыки упорядочения и усвоения знаний, которые, впоследствии, будет получать ребенок в рамках школьной программы и ежедневном самообразовании;
✒эффективно развивают не только мелкую моторику, но и речь, эстетическую и эмоциональную сферу ребенка;
✒развивают желание и умение выражать через линию, букву свое отношение к Богу, ближним, природе;
✒ знакомит с принципами построения орнамента и учит самостоятельно строить орнаментальные композиции;
✒ вырабатывают такие необходимые в школе и жизни качества, как: умение сосредоточиться на работе, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.